Рекомендации по подготовке к занятию
Методические рекомендации
по подготовке к проведению занятия и составлению плана-конспекта
Цель занятия должна отличаться конкретностью, соответствовать его теме, направленности образовательной программы, а также формулироваться в зависимости от типа занятия. Формулировка цели начинается с сослагательного существительного (глагольной формы). Ошибкой является умножение цели (когда внутри одной цели умещается несколько).
Цель занятия реализуется через решение задач, которые ставятся к занятию в целом или к каждому этапу конкретно (обучающие, развивающие, воспитательные).
ПОНЯТИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании. Это отрезок времени, который педагог проводит с учащимися, организуя учебную, воспитательную, досуговую и другие виды деятельности. Этот отрезок времени должен отражать все структурные компоненты занятия:
- цели;
- задачи;
- формы;
- методы;
- средства обучения;
- содержание;
- результаты деятельности;
- этапы их достижения и др.
Главное в учебном занятии, в контексте модернизации системы образования, не сообщение знаний, а выявление опыта учащихся, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
В зависимости от приоритета поставленной цели занятия, выделяют следующие виды занятий:
- Собственно обучающие, которые преследуют сугубо обучающие цели ( обучение чему-либо; овладение учащимися конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету; учебные занятия по передаче знаний; по закреплению знаний; по формированию умений и применению знаний на практике; тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); занятия по обобщению и систематизации знаний).
- Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе; приобщение учащихся к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что обучение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом.
- Общеразвивающие. Ставят целью формирование и развитие определённых личностных качеств учащегося. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ СТРУКТУРА
Процесс обучения состоит из следующих этапов:
- Восприятие нового материала и усвоение теоретической информации.
- Осмысление и запоминание нового материала (первичное и последующее запоминание информации)
- Закрепление и применение знаний (выполнение практической работы, отработка навыков позволяют задействовать полученную информацию, связать новый материал с уже имеющимися знаниями и навыками);
- Обобщение и систематизация материала. Эта стадия обеспечивает прочное овладение знаниями и навыками
- Заключительный этап, на котором проверяются и учитываются результаты предыдущих этапов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики. На этом этапе определяются пробелы в знаниях и слабые стороны в умениях, намечаются пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.
Все эти этапы составляют полный цикл учебной деятельности. И каждое учебное занятие должно содержать все этапы, чтобы добиться полного усвоения знаний учащимися.
В зависимости от уровня освоения темы (от познания до применения) определяется тип занятия.
В настоящее время выделяют следующие типы занятия:
- Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
- Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
- Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
- Занятие по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков и их применению.
- Занятие проверки и оценки знаний.
- Комбинированное занятие.
Каждый тип занятия имеет свою структуру.
Структура комбинированного занятия состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Структура занятия сообщения и усвоения новых знаний состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Структура занятия повторения и обобщения полученных знаний состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап повторения новых знаний (за счёт проверки д/з, всесторонней проверки усвоенных и закрепленных знаний).
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Структура занятия по закреплению знаний, выработке умений и навыков состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап закрепления новых знаний, выработки умений и навыков (самостоятельная, практическая работа).
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Структура занятия по систематизации и обобщению знаний состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап систематизации и обобщения изученного (за счёт проверки д/з, всесторонней проверки усвоенных и закрепленных знаний).
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Структура занятия по проверке и оценке знаний состоит из следующих этапов:
- Организационный.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (постановка темы, цели занятия).
- Этап всесторонней проверки.
- Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
- Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Каждый этап отличается сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей.
1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверка д/з. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной (усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, обобщение и систематизация). В качестве основного этапа могут выступать следующие виды деятельности:
- Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
- Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. На этом этапе применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.
- Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. На этом этапе применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
- Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный (всесторонняя проверка). Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. На этом этапе используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: информационный ( о д/з) Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
7 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
8 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Содержание этапа: оценка работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы самими обучающимися.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Цель занятия должна отличаться конкретностью, соответствовать его теме, направленности образовательной программы, а также формулироваться в зависимости от типа занятия. Формулировка цели начинается с сослагательного существительного (глагольной формы). Ошибкой является умножение цели (когда внутри одной цели умещается несколько).
Цель занятия реализуется через решение задач, которые ставятся к занятию в целом или к каждому этапу конкретно (обучающие, развивающие, воспитательные).
Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
Обучающие задачи направлены на формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности: обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.; обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений (операций, технологий, способов изготовления); способствовать формированию, закреплению (продолжить формирование) следующих специальных умений.. | Развивающие задачи чаще всего связаны с психологическим развитием учащегося: способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление; способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств учащегося (радости, сопереживания), развитию мимики учащегося; ; способствовать- развитию творческих способностей (фантазии, воображения). | Воспитательные задачи направлены на развитие личностных качеств учащегося, нравственности: содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность) и т.д. |
Отличительные особенности в постановке целей и задач некоторых типов занятий
Занятие сообщения и усвоения новых знаний имеет своей целью усвоение новых знаний по теме предмета, овладение теоретическим материалом, первичное закрепление полученных новых знаний.
Занятие по повторению изанятие по закреплению знаний имеют свои особенности и отличия.
Цель занятия по повторению — предотвратить забывание усвоенного материала, углубить сведения о ранее изученном, уточнить приобретённые представления. На таком занятии учащиеся подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.
Цель занятия по закреплению знаний — вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Основное место на занятиях данного типа занимает выполнение учащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ.
Таким образом, основное отличие в том, что на занятии по повторению главное — упрочить в памяти основные положения темы, а на занятии по закреплению знаний — закрепить отдельные правила и положения, а затем на их основе сформировать навыки и умения.
Занятие по обобщению и систематизации знаний изанятие по проверке и оценке знаний имеют свои особенности и отличаются по целям и структуре.
Цель занятия по обобщению и систематизации знаний — обобщение знаний обучающихся в систему, повторение крупных разделов изученного материала. На таком занятии учащиеся воспроизводят знания на новом уровне, например, через переформулированные вопросы. Также в рамках этого типа занятий происходит контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель занятия по проверке и оценке знаний — определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, выявить качество знаний, рефлексия их деятельности. Для этого используются различные формы контроля: устный опрос, письменный контроль, зачёты, контрольные работы.
Таким образом, основное отличие заключается в том, что на первом занятии учащиеся работают с знаниями, обобщая и систематизируя их, а на втором — определяют уровень усвоения материала и выявляют пробелы в знаниях.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
Существует большое количество методов обучения, но единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам вывести не удалось. С точки зрения современной дидактики существуют следующие группы методов обучения (И.Я. Лернер , М.Н. Скаткин):
- Словесный (объяснительно-иллюстративный) — сообщение педагогом готовой информации разными средствами, учащийся воспринимает эту информацию, осознает и фиксирует в памяти (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация).
- Репродуктивный (от франц. — воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;
- Практический;
- Метод наблюдения — запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
- Методы проблемного обучения — эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке. Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь педагог сам формулирует проблему. Задача учащихся — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Кейс-метод: Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Учащиеся должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов — предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы;
- Проектно-конструкторские методы — создание конкретных моделей и произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
- Метод игры — игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, спортивные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Педагогами дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет им сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
- Занятия в учебном кабинете: тематические; комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы- с использованием 2–3 видов творческой деятельности); игровые; итоговые или контрольные.
- Выездные занятия: учебные экскурсии; походы; экспедиции; практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для- данного вида деятельности условиях).
Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия; лекции; семинары; конференции; экскурсии; турпоходы;- учебные игры и т.п.
К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:
1. Занятия в форме соревнований и игр: конкурс; турнир; эстафета; дуэль; КВН; деловая игра; ролевая игра; разгадывание кроссворда; викторина и т.д.
2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование; изобретательство; анализ первоисточников, комментарий; мозговая атака; интервью; репортаж; рецензия и т.д.
3. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости; откровение; занятие «Дублер начинает действовать» и т.д.
4. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция; брифинг; аукцион; бенефис; телемост; регламентированная дискуссия; панорама; репортаж, диалог; «Живая газета»; устный журнал и т.д.
5. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие; патентное бюро; Учѐный совет и т.д.
6. Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия; экскурсия в прошлое; игра-путешествие; прогулки и т.д.
7. Занятия, опирающиеся на фантазию учащихся: занятие-сказка; занятие-сюрприз и т.д.
Формы организации учебной деятельности
В педагогической литературе и учебной практике приняты следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- Фронтальная. Все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всей группой обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.
- Индивидуальная. Каждый учащийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
- Групповая (звеньевая). Все дети на данном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Составление плана-конспекта (технологической карты) занятия является обязательным требованием.
Технологическая карта занятия
по программе «___________________________»
уровень программы ________________________
ФИО педагога:
№ группы, год обучения: _______________________________,
Тема занятия: берется из учебного плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.
Вид занятия: собственно-обучающее, воспитательное или общеразвивающее.
Тип занятия: прописывается в зависимости от уровня освоения темы.
Цель занятия: Соответствует теме, типу и виду занятия.
Задачи: ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности.
обучающая: то, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится на занятии
развивающая: задачи, связанные с развитием творческих способностей, возможностей, двигательных качеств, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
воспитательная: какие ценностные ориентиры, личные качества будут сформированы на занятии.
Методы обучения: прописываются в зависимости от цели, задач и содержания материала конкретного занятия; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся и т.п.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая или индивидуальная
Применяемые педагогические технологии:
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Межпредметные связи: связи между основами учебных дисциплин, а точнее — между структурными элементами их содержания.
Продолжительность занятия: 30 или45 минут
Возраст детей:
Оборудование и материалы:
Ход занятия (пример)
Этап занятия | Деятельность педагога/деятельность обучающихся | Ожидаемый результат/ формируемые УУД |
1. Организационный этап Метод Словесный | Организует обучающихся, проверяет отсутствующих, готовность к занятию. Обращает внимание детей на внешний вид, дисциплинированность, дружелюбность. Проводит инструктаж, эмоционально настраивает детей на работу/ Вход детей в зал. Приветствие педагога. Отвечают на вопросы, вступают в диалог и сотрудничество с педагогом. | Организация внимания. Готовность к занятию/КУУД – умение осознанно использовать речевые средства; ЛУУД – умение настроиться на занятие |
Этап проверки д/з Метод Словесный | Интересуется о ходе выполнения домашнего задания, проверяет усвоение знаний прошлого занятия/Рассказывают о выполнении д/з, о сложностях в его выполнении, показывают выученный элемент, | Умение самостоятельно выполнять элемент/ПУУД- использование полученной информации при выполнении д/з; КУУД – умение осознанно использовать речевые средства; |
3.Подготовительный этап | Мотивирует детей на постановку темы и цели занятия. Предлагает посмотреть мультфильм «Чучело-мяучело». Задает познавательную задачу и подводит к постановке темы и цели занятия. Мотивирует к учебной деятельности Проводит разминку. Направляет действия обучающихся. Обращает внимание на дистанцию, положение спины, рук и работу ног./Просмотривают мультфильм «Чучело-мяучело». Решают познавательную задачу. С помощью педагога озвучивают тему занятия и цель. Выполняют разминку на середине зала. Активно настраиваются на занятие. Демонстрируют исходные знания и умения. | Умение определить тему и цель занятия Эмоциональный настрой на восприятие, готовность к занятию. Разогрев мышечного аппарата. Развитие координации, гибкости, пластики. Совершенствование навыков при выполнении упражнений на середине зала./РУУД- умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и соотнесения того, что уже известно. КУУД – умение осознанно использовать речевые средств; планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. ПУУД: — умение ритмично двигаться под музыку. |
4. Основной этап. 4.1. Изложение нового материала. 4.2. Первичная проверка, закрепление знаний и способов действия. Методы: Пример Демонстра-ция Упражнение Объяснение Показ Практический Игра | Объясняет и демонстрирует танцевальные элементы и позиции. Объясняет танцевальную комбинацию. Помогает в работе над синхронностью, выразительностью, пластикой, амплитудой движений. Создает ситуацию успеха. / Отрабатывают танцевальные элементы и позиции. Работают в коллективе (синхронность). | Формирование умения работать в коллективе, навыков выразительности и пластики. Формирование волевых качеств. Формирование правильной осанки, совершенствование техники исполнения физически сложных действий./ПУУД: умение — различать темпы, ритмы танца; — слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения; — ритмично двигаться под музыку; — выполнять простейшие подражательные движения; — исполнять синхронно движения и комбинации; — исполнять простейшие танцевальные элементы; — владеть корпусом во время исполнения движений; — координировать свои движения. ЛУУД — умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД – умение принимать исполнительскую задачу и инструкцию педагога; КУУД: Умение исполнять со сверстниками танцевальные этюды; организовывать учебное взаимодействие в группе ПУУД: обогащение своего жизненного опыта и использование информации, полученной на занятии. |
Подведение итогов Метод Словесный | Подводит итог занятия, задавая наводящие вопросы: Чем занимались на занятии? Что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Достигли цели занятия? Проводит оценку работоспособности, психологического состояния, результативности работы /Отвечают на вопросы. | Формирование умения/КУУД- умение отвечать на вопросы, используя речевые средства, высказывать и обосновывать мнение ПУУД: обогащение своего жизненного опыта и использование информации, полученной на занятии. |
Рефлексия | Рефлексию проводит в форме: «ВОЛШЕБНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЧАСЫ» Обращает внимание на ответы и настроения детей. / Принимают активное участие в игре и проводят самоанализ. Прощание с педагогом. Выход детей из танцевального зала. | Умение проводит анализ собственной деятельности. Мотивация на дальнейшее обучение/ЛУУД — установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов ЛУУД — умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата.
Технологическая карта занятия
по программе «___________________________»
уровень программы ________________________
ФИО педагога:
№ группы, год обучения: _______________________________,
Тема занятия:
Вид занятия:
Тип занятия:
Цель занятия:
Задачи:.
обучающая:
развивающая:
воспитательная:
Методы обучения:
Формы организации учебной деятельности:
Применяемые педагогические технологии:
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Межпредметные связи:
Продолжительность занятия:
Возраст детей:
Оборудование и материалы:
Ход занятия
Этап занятия | Метод | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат | Формируемые УУД |